В школе даже самые интересные предметы все равно остаются для детей досадной необходимостью. А дополнительные занятия — это игра и смена деятельности. Ребенок может выбрать то, что ему действительно интересно, раскрыть свой потенциал и открыть новые таланты.
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся;
- дает шанс каждому открыть себя как личность;
- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу.
Вопрос о социальном положении в обществе детей с ограниченными возможностями в настоящее время весьма актуален во всех странах, поскольку везде существует определённое количество таких детей и тенденции к снижению его не наблюдается. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с нарушениями в развитии, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.
Основным предназначением дополнительного образования является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей обучающихся, создание условий для творческой самореализации личности. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни активизировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к более насыщенной событиями жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом и физическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личного становления является чрезвычайно важным.
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Дополнительное образование учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната имеет огромное значение и играет особую роль в системе учебно-воспитательной, коррекционной работы в школе. Эта специфика и особое значение связаны с режимом жизни, учения и труда учащихся в условиях жизни в школе-интернате, а также с психофизическим состоянием школьников, с недостатками их развития. Здесь дополнительное образование призвано не только способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их индивидуальных склонностей и способностей, но и является одним из путей коррекции конкретных, индивидуальных недостатков детей. Программы художественной направленности направлены на разностороннее развитие ребёнка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста и физического состояния деятельности. В процессе обучения у детей с психическими и физическими отклонениями появляются положительные эмоции (смех, радость, удивление), снимается напряжённость, беспокойство, озабоченность, нервозность.
Целью дополнительного образования ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) школы-интерната является привлечение максимального количества воспитанников в кружки и секции для развития их творческих способностей, склонностей и интересов, трудового и физического воспитания, обеспечения их занятости и социально значимого досуга.
Задачи: обеспечение необходимых условий для создания ситуации успеха каждому ребенку, имеющего отклонения в здоровье; формирование общей культуры; адаптация их в жизни в обществе; организация содержательного досуга.
Основными принципами организации работы по дополнительному образованию являются: толерантность, учёт коррекционного воздействия, индивидуализация, педагогический оптимизм, последовательность, комплексный подход.
В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельности именно в этот период жизни является прекрасной основой для социальной адаптации человека с умственной ограниченностью в обществе. Повышение мотивации личности ученика к занятиям досуговой деятельностью является очень важным аспектом работы педагога дополнительного образования, так как он наиболее тесно соприкасается с этой стороной деятельности ребенка. В сущности, каждому ребенку, занимающемуся творческой досуговой деятельностью (рисование, лепка, танцы, пение и т.п.), мы можем сказать: то, что ты делаешь - это хорошо, и уже тем самым повысить его заинтересованность в занятиях. Как зеркало возможностей личности, как воспроизведение ее совершенно индивидуального самоощущения, творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно – неправильно). Она несет в себе самоутверждение творящего, укрепляя его чувство собственного достоинства. Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности. Опыт показывает, что художественная деятельность положительно воздействует на развитие детей с умственной отсталостью. Можно засвидетельствовать раскрепощающий, поднимающий уровень самосознания и уверенности в себе эффект, возникающий после того, как учащемуся удалось самовыражение через какую-либо форму досуговой деятельности.
Некоторые умственно ограниченные дети интуитивно чувствуют, какое из различных предлагаемых им дел – их. Другим нужна помощь и внимательное наблюдение, чтобы определить в каких областях они смогут выразить себя, достичь успеха. Для этого необходима поддержка и инициатива со стороны педагогического коллектива, со стороны родителей, со стороны одноклассников. Наша поддержка и инициатива заключаются в том, чтобы чутко улавливать и признавать индивидуальные формы самовыражения учащихся, допускать их, способствовать им.
Важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям является серьезное восприятие их произведений, творений, исполнения окружающими людьми. Для умственно ограниченных детей характерна потребность в поддержке, поощрении, что помогает им полнее осознать свою значимость, ощутить радость, удовольствие от похвалы. Путем ненавязчивых корректировок действий учащихся в процессе создания какого-либо произведения (поделки, рисунка и т.п.), педагоги могут способствовать созданию у умственно отсталого ребенка представления о собственной самостоятельности в деятельности, тем самым помогая детям приобрести чувство свободы в творчестве, уверенности в своих способностях.
Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность или отклонения, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Здесь уместно будет процитировать замечание, высказанное на рубеже XIX-XX столетий психиатром Хансом Принцхорном относительно творчества пациентов психиатрических лечебниц: «Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изобразительной силы творящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна». Таким образом, нет никаких оснований думать, что среди умственно отсталых детей нет художественно одаренных личностей.
Все педагоги, ведущие занятия по дополнительному образованию, разрабатывают учебные программы по своему виду досуговой деятельности, в которых содержится учебный материал, доступный для понимания и овладения детьми с проблемами в развитии.
Содержание программ дает возможность разработать задания разной степени сложности, что позволяет осуществить разноуровневый подход в обучении учащихся коррекционной школы.
Педагогическое воздействие на учащихся в процессе занятий дополнительным образованием оказывается особенно интенсивным, так как для программ отобран материал, вызывающий у детей непосредственный интерес. Организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности. Образность материала заставляет работать воображение. Включение детей в игровую, спортивную, художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым детям скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению.
Таким образом дополнительное образование детей с проблемами умственного и физического развития является одной из составляющих в системе оказания помощи и поддержки умственно отсталым учащимся в решении их проблем.
Благодаря целесообразности отбора содержания программы, соответствию средств и методов ее реализации, в процессе занятий прикладным искусством у умственно отсталых учащихся развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, аккуратность; совершенствуется мелкая моторика рук. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение.
На занятиях преподаватели дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Ребята, под руководством педагогов, участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, районных, республиканских). Неоднократно становились лауреатами и победителями.
Занятия по программе дополнительного образования проходят во второй половине дня с продолжительностью занятия 1час. Состав группы может быть разновозрастным, и время пребывания в кружке не ограничивается учебным планом, зависит от продолжительности интереса ребенка к данному виду деятельности.
На основе обучения интересным видам и формам проведения свободного времени реализуются следующие задачи:
- обучение практическим навыкам и умениям, необходимым для проведения свободного времени в современных ситуациях отдыха и досуга;
- обучение адекватному эмоциональному реагированию на различные воздействия со стороны окружающей среды;
- формирование умения узнавать эмоции окружающих людей по внешнему их проявлению и корректировать свое общение с людьми в зависимости от наблюдаемых эмоций;
- обучение коммуникативным навыкам и культуре поведения;
- профилактика асоциального поведения ребенка путем обучения проведению досуга;
- развитие индивидуальных способностей ребенка на основе развития интереса к творчеству;
- коррекция двигательных нарушений (координации, общей и мелкой моторики).
В школе - интернате реализуются следующие направленности дополнительного образования:
- художественно-эстетическая;
- физкультурно - спортивная;
- гражданско - патриотическая;
- естественно – научная.
Дополнительное образование даёт возможность разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, корректировать содержание и методы обучения исходя из их способностей и запросов. Это создаёт благоприятные условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кружки художественного направления представлены 3 творческими объединениями, которые ориентированы на развитие у детей способностей в декоративно-прикладном творчестве, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного. Они оказывают преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу детей, создают возможности для самовыражения и самоутверждения. Это способствует положительному эмоциональному настрою, возникновению чувства собственной значимости, полноценности. В этих кружках школьники средствами искусства овладевают социальным опытом, навыками общения, познают особенности человеческих отношений, учатся их понимать и оценивать. Целью работы кружков художественного направления является развитие творческих способностей учащихся и воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости. остей каждого ребёнка;
Физкультурно – спортивное направление дополнительного образования способствует развитию физических качеств и способностей воспитанников с ОВЗ, формирует двигательные умения и навыки, укрепляет здоровье. Согласно программе «Здоровья», разработанной в школе, физкультурно-оздоровительное направление дополнительного образования ориентировано на укрепление здоровья и приобщения учащихся к здоровому образу жизни, организации досуга. На кружках формируются основные двигательные качества, совершенствуются специальные умения и навыки для занятий подвижными играми, воспитывается умение жизни в коллективе.
Проблема гражданско - патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Цель патриотического кружка «Мы – патриоты!»- формирование и развитие у учащихся чувства преданности к своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей.
В основе системы дополнительного образования школы-интерната лежит личностно-ориентированный подход. Культурно-досуговая деятельность является весьма значимым звеном в коррекционно-развивающей работе и строится на основе специально разработанных программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации и общении. Они позволяют каждому ребенку приобрести не абстрактную информацию, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле позволяют ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни. Занятия в системе дополнительного образования, реализуемой в стенах ГБОУ «ЭС(К)ОШИ», являются одним из способов решения проблемы социализации ребенка с умственной отсталостью, способствуют его социальной адаптации, служат связующим звеном между умственно отсталым подростком и обществом.